Новости Lada
Развитие — процесс непрерывный.
28.04.2006Освоение новых моделей и технологий, модернизация оборудования, разработка перспективных проектов — «альфа» и «омега» технического развития АВТОВАЗа. Ведущая роль в этом процессе принадлежит службе главного конструктора завода. О перспективных изменениях в технической политике в очередном выпуске программы ВАЗ ТВ «От первого лица» рассказал главный конструктор ОАО «АВТОВАЗ» Владимир ГУБА. Мы предлагаем вниманию наших читателей газетную версию его выступления.
- Служба главного конструктора является одним из старейших подразделений АВТОВАЗа. Осенью нынешнего года мы будем отмечать её 40-летие, — говорит Владимир Губа. — Как известно, она была создана буквально через несколько месяцев после подписания постановления о строительстве Волжского автозавода. В настоящее время в СГК состоит 2600 человек, из них 1400 ИТР и 1200 рабочих.
- Каковы направления развития модельного ряда для АВТОВАЗа сегодня?
- Цикл работ от проектирования до доводки модели занимает сегодня от 3 до 5 лет, причем сроки освоения новых моделей зависят еще и от объемов инвестиций, так как основные затраты при освоении направлены на подготовку и оснащение производства.
Сейчас перед нами стоит цель — развивать те семейства, которые находятся в ценовом диапазоне до 10 тысяч долларов. Это одно из непременных условий. Безусловно, оно поможет поддержать объемы продаж российских автомобилей на российском рынке.
В ближайшее время будут освоены автомобили Lada Priora, которые мы в этом году должны поставить на производство.
По сути, это серьезная модернизация автомобиля Lada 110. Она предполагает обновление дизайна, новое исполнение интерьера и экстерьера «десятой» модели.
Кроме того, ведется разработка нового семейства на основе концептуальной модели «Силуэт». Фактически это семейство станет фундаментом нового платформенного ряда.
Автомобили Lada Kalina будут поддерживать нашу нишу в классе В, это городские автомобили с небольшими габаритами.
До определенного времени будет поддерживаться и производство наших действующих автомобилей — это Lada Samara-2 и «классика», поскольку спрос на эти модели сохраняется до сих пор.
- Одним из ключевых моментов стратегической программы АВТОВАЗа является проект 2116. Если говорить о будущем автомобиле, когда он будет представлен широкой общественности?
- Думаю, уже в этом году мы представим публике наше видение проекта 2116 в качестве демонстрационного макета.
- Это произойдет на Московском автосалоне или на другой автовыставке?
- Возможно. Но мы хотим подготовить небольшой сюрприз для наших потребителей...
- Какие основные технические характеристики нового автомобиля можно выделить?
- С семейством 2116 мы переходим на новый качественный уровень и новые принципы работы. Это развитие нового модельного ряда на основе унифицированной платформы с использованием ряда специально разработанных узлов, ходовой части, силового агрегата и каркаса кузова.
Мы планируем создание целой гаммы автомобилей в различных классах (в частности, в классах В и С), которые при достаточно большой степени унификации (как конструкторской, так и технологической) будут иметь отличные от прежних моделей потребительские свойства. Они будут предназначаться для различных ниш рынка и для потребителей с различными уровнями требований и претензий к автомобилю.
Что касается конкретных технических характеристик, я могу сказать только одно: мы, конечно же, стремимся к тому, чтобы эти характеристики были ничуть не хуже, а по многим показателям и лучше наших конкурентов.
- Конструкторы АВТОВАЗа смогли добиться сокращения сроков проектирования и изготовления первых кузовов платформы 2116. Как происходит этот процесс?
- Естественно, рабочее проектирование ведется не с чистого листа. И сроки разработки основного проекта в большей степени зависят от того, насколько и в каком объеме были проведены предпроектные работы или цикл научно-исследовательских работ. Сейчас мы в достаточно сжатые сроки ведем изготовление прототипов 2116. Это обусловлено в первую очередь тем, что у нас уже в течение ряда лет велись работы по созданию автомобиля класса С. На опытных образцах или автомобилях-носителях были отработаны силовые агрегаты, трансмиссия, узлы и подвески, принципы разработки кузова. Действительно, сроки разработки и выдачи первичной документации существенно сократились.
Что же касается испытаний, то мы уже на первых этапах использовали виртуальные методы имитации испытаний. В частности, на основе расчетных моделей были проведены имитационные испытания на фронтальный и боковой удары. Рассчитана жесткость кузова. Имеются методики по расчету надежности кузова и основных элементов автомобиля. Разрабатываются модели устойчивости, управляемости и поведения автомобиля на дороге. Разумеется, это дает некоторое сокращение сроков испытаний, но тем не менее натурных испытаний еще никто не исключал. К примеру, если необходимо провести ресурсные испытания в объеме 160 тысяч километров, то они должны быть проведены.
Кроме того, очень многое зависит от доведенности узлов, поскольку иногда требуется 3-4 цикла повторения испытаний, корректировки документации и новых испытаний. В проекте 2116 мы рассчитываем не больше чем на два цикла испытаний.
- Какие новые технологии использует служба главного конструктора в своей работе?
- Разумеется, все более широко применяем компьютерные методы проектирования. Еще в проекте 2123 мы начали их внедрение. Автомобиль Lada Kalina практически весь разработан на основе компьютерных методов. А при подготовке проекта Lada Priora ввели еще одну технологию — метод реинжиниринга. Это было необходимо, поскольку Priora создается на базе Lada 110, — и мы были вынуждены переработать документацию базового автомобиля Lada 110, чтобы новые элементы интерьера и экстерьера Lada Priora оказались совместимыми с базовой конструкцией автомобиля.
Разумеется, и работы по проектированию автомобиля 2116 с самого начала ведутся компьютерным способом. Мы выходим на новый уровень компьютерной разработки не только отдельных деталей и поверхностей, но и полной компьютерной модели автомобиля.
Такая модель позволит отрабатывать вопросы собираемости, процессы отработки на главном конвейере, вопросы технического обслуживания будущего автомобиля.
- Как развивается модернизация силовых агрегатов?
- Одним из направлений является проектирование новой шатунно-поршневой группы, а также модульных систем впуска. Они объединяют впускной коллектор, ресивер, воздушный фильтр, систему регулирования и другие детали. Такое решение, помимо компактности, позволит существенно улучшить характеристики двигателя, а также упростить способы сборки, поскольку модуль поставляется уже в подсобранном виде.
Первый этап модернизации двигателей — это переход на новую поршневую группу. Здесь будет использоваться новый шатун и поршень, который мы предполагаем применять на автомобиле Lada Priora.
В перспективе планируется создать двигатель рабочим объемом 1,4 л, который будет обладать показателями двигателя объемом 1,6 литра. Кроме того, мы планируем использовать новую систему привода — с ремнем повышенной надежности и новой системой натяжения. Благодаря этому существенно повысится ресурс самого двигателя.
- В этом году предстоит переход «классики» на уровень Евро-2. Как решается эта задача на АВТОВАЗе?
- В техническом плане переход на Евро-2 не представляет особой сложности. Единственное, что для автомобилей «классического» семейства переход будет осуществлен не с апреля, а с 1 июля, поскольку законодательством допускается использовать действующее в этом году Одобрение типа. Поэтому реальный переход на Евро-2 планируется с 1 июля.
Кроме того, мы планируем комплексный подход к постепенному переходу от Евро-2 к Евро-3, а затем к Евро-4 и в перспективе к Евро-5. Причем внедрение системы уровня Евро-3 окажется дешевле, чем применяемая сегодня система уровня Евро-2. Это произойдет благодаря тому, что мы объединим усилия нескольких наших производителей и используем опыт зарубежных фирм.
Диана СТУКАНОВА
www.ladanews.ru