Что такое коррозия?
Коррозия — это процесс разрушения металла при его физико-химическом или химическом взаимодействии с окружающей средой.
Коррозию подразделяют на:
-
химическую – происходящую без возникновения электрического тока;
-
электрохимическую – сопровождаемую появлением электрического тока (тока коррозии);
-
механохимическую (коррозионно-механическое изнашивание) – при которой к первым двум процессам добавляются механические воздействия: трение, циклические изгибающие нагрузки, вибрация и т.п.
Для деталей автомобиля в основном характерна электрохимическая коррозия, так как при дожде, снегопаде, изменениях температуры на наружных и внутренних поверхностях кузова образуется водяная пленка (конденсат, «роса»); при загрязнении кислотами и щелочами, содержащимися в воздухе, солью, посыпаемой зимой на дороги, получается электролит; в металле после штамповки и сварки появляются участки с измененной структурой; неоднородность, а также микровключения шлаков и мелкие дефекты (раковинки) провоцируют возникновение гальванических паров. Все это благоприятствует созданию условий для возникновения электрохимической коррозии в стальных деталях кузова.
Она особенно интенсивна при относительной влажности воздуха более 60% (в средней полосе России практически круглый год) и в больших городах с загрязненной атмосферой (в сельской местности — примерно в три раза медленнее).
Характер распространения
По характеру распространения коррозия бывает сплошной и местной.
Сплошная коррозия появляется на всем кузове, начинаясь на нижней поверхности днища, изнутри крыльев, и во внутренних полостях дверей и силовых элементов (порогов, поперечин, усилителей). Внутри салона она обычно возникает под ковриками пола.
Местная коррозия бывает в сварных швах, соединениях завальцовкой (кромки капота и крышки багажника, периметр дверей) и является более опасной, чем сплошная, так как протекает быстрее, ведет к сквозным повреждениям деталей и, как следствие, к потере прочности и жесткости кузова.
Машина коррозирует непрерывно: при изготовлении, транспортировании, хранении и эксплуатации. Процесс нельзя остановить, но можно замедлить.
Борьба с коррозией
Борьба с коррозией начинается на автозаводах. Кузова грунтуют и красят, на днище, как правило, наносят мастику (пластизольное покрытие), а в скрытые полости — защитные составы.
Некоторые кузовные детали оцинковывают. В зависимости от объема работ, применяемых материалов и технологии изготовители иногда гарантируют время до появления сквозных повреждений кузова. Чтобы сохранить как можно дольше его первоначальный внешний вид и механическую прочность, надо периодически делать дополнительную антикоррозионную обработку.
Полный комплекс антикоррозионной обработки обеспечивает защиту:
Для предохранения наружных поверхностей автомобиля от воздействия воды, песка и гравия, кроме применения химических препаратов, устанавливают подкрылки и брызговики (фартуки). Их делают из полиэтилена, резины, так как они хорошо сохраняют форму и являются морозостойким эластичным материалом. Конструкция и форма подкрылков должны обеспечивать вентиляцию закрываемых арок и свободное перемещение колеса.